ГЛАВНАЯ | УСПЕШНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ | КОНКУРС | КОНТАКТЫ |
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ | СТАНДАРТЫ | СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ | СЕРТИФИКАЦИЯ и ДЕКЛАРИРОВАНИЕ | КОНСУЛЬТАЦИИ | ОБУЧЕНИЕ | РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ |
Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса – предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем. Понимание лидерами бизнеса своего ключевого значения и ведущей роли в такой работе привело к рождению в конце 20-го века понятия «корпоративной социальной ответственности» (КСО), которое стало важнейшей частью понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в целом.
Под КСО понимается, прежде всего, готовность бизнеса на добровольные социальные инвестиции, т.е. вложения финансовых, материальных, технологических, управленческих и иных ресурсов для реализации социальных программ. Но для КСО не менее важно понимание и выполнение бизнесом социальных обязательств, предписываемых законом. Социальная ответственность российского бизнеса имеет свою историю – дореволюционную и советскую. Русские купцы и промышленники строили школы и богадельни, больницы и театры, церкви и общежития для рабочих, жертвовали деньги на «богоугодные дела». В советское время существовало понятие «социалка», которое означало участие предприятий в обеспечении условий и охраны труда и отдыха персонала, помощь местным организациям, шефскую помощь и т. д. Поэтому существует понимание руководителями отечественных предприятий своей социальной ответственности и своих социальных обязательств. расширение масштабов и упорядоченности работ по КСО в России сдерживается рядом факторов. 1. Основная масса средних и мелких предприятий даже не имеет понятия о КСО. Их социальная ответственность исчерпывается стремлением соблюдать законы, регулирующие социальные отношения. 2. Высшее руководство многих компаний не понимает, что социальные инвестиции полезны не только для общества, но и для их долгосрочного успеха, что в итоге социальных инвестиций рано или поздно будет получен экономический эффект. 3. На многих предприятиях отсутствует системный и скоординированный менеджмент социальной деятельности. 4. Отсутствие системного и скоординированного менеджмента социальной деятельности связано во многом с отсутствием относительно простых, понятных и доступных методических подходов к организации и реализации социальной деятельности на предприятиях, основанных на определенных правилах и требованиях. Существует уже достаточное число наработок - это стандарты, руководства по отчетности, основы оценок и ряд других документов. С ними можно ознакомиться в разделе "Стандарты". Для подавляющего большинства организаций наиболее доступным и убедительным способом демонстрации своей социальной лояльности является добровольная сертификация на соответствие стандарту, который содержит четкие и легко проверяемые требования ко всем составляющим социальной ответственности. Стандарт ISO 26000:2010, утвержденный в 2010 году, как известно, не предназначен для сертификации, но существует стандарт, который полностью соответствует стандарту ISO 26000:2010 в части требований к социальной ответственности и существует система сертификации, позволяющая подтвердить соответствие этому стандарту. По инициативе Всероссийской организации качества (ВОК) Центр экспертных программ ВОК в 2007 г. разработал стандарт ВОК-КСО-2007 «Социальная ответственность организации. Требования» и Систему добровольной сертификации деятельности организаций в области социальной ответственности «СОЦСЕРТ», зарегистрированную Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии» (сейчас – Росстандарт). Первая редакция стандарта ВОК-КСО-2007, вышедшая в 2007г. содержала требования, которые были сведены в семь модулей, охватывающих главные составляющие социальной ответственности: «А» Социальные права персонала, «Б» Социальные гарантии персонала, «В» Качество продукции, услуг и работ, «Г» Охрана окружающей среды, «Д» Экономное расходование ресурсов, «Е» Поддержка местного сообщества, «Ж». Менеджмент социальной деятельности. Требования, относящиеся к добросовестной практике ведения бизнеса и финансовой отчетности, не были включены в стандарт ВОК-КСО-2007, поскольку регулируются национальным законодательством и контролируются соответствующими надзорными органами. На основе стандарта ВОК-КСО-2007 национальные организации по качеству России (Всероссийская организация качества), Украины (Украинская ассоциация качества), Сербии (Сербская организация качества) и Казахстана (Международная ассоциация менеджеров и аудиторов), приняли в 2008 г. его следующую редакцию - международный стандарт CSR/КСО-2008. В 2010 г. на ежегодном конгрессе Европейской организации качества руководители российской и украинской делегаций сообщили о стандарте CSR/КСО-2008, интерес к которому сразу проявили делегации Испании, Чехии, Австрии и Франции. В итоговой резолюции конгресса одобрено создание рабочей группы во главе с представителем России, Ю.А. Гусаковым, для подготовки предложений о продвижении стандарта в практику европейских стран. Исходя их этого, в 2010 г. был создан Международный комитет по корпоративной социальной ответственности (МК КСО - IC CSR). Положения стандарта CSR/КСО-2008 полностью соответствуют требованиям утвержденного стандарта ISO 26000:2010, содержащимся в разделе 6 «Руководство по основным аспектам социальной ответственности» и относящимся к праву на труд, к социальным гарантиям, к охране труда,, производства продукции и услуг надлежащего качества, к охране окружающей среды и ресурсосбережению, участию в социальных мероприятиях и поддержки инициатив местного сообщества, к социальному менеджменту. Сравнительный анализ стандартов смотреть здесь. Вместе с тем, по сравнению со стандартом ISO 26000:2010 в редакции стандарта CSR/КСО-2008 не были особо выделены требования к удовлетворению интересов потребителей. Исходя из этого, в 2011 году Международным комитетом по корпоративной социальной ответственности принято решение о введении в стандарт CSR/КСО-2008 дополнительного восьмого модуля «Удовлетворение интересов потребителей». Для наглядной демонстрации соответствия стандарта CSR/КСО- 2008 стандарту ISO 26000:2010 после внесения в него указанных выше дополнений в 2011 году установлена и утверждена новая редакция стандарта - IC CSR-08260008000, а также учреждена Международная система сертификации деятельности организаций в области социальной ответственности «ИНТЕРСОЦСЕРТ» на основе Системы «СОЦСЕРТ», а на Центр экспертных программ ВОК возложено выполнение функций Центрального органа Системы «ИНТЕРСОЦСЕРТ». Таким образом, сейчас созданы условия для любой организации, которая имеет намерение: - системно скоординировать свои усилия в социальной деятельности и обеспечить управление ими с применением всех современных инструментов менеджмента, - продемонстрировать путем сертификации либо декларирования в системе «ИНТЕРСОЦСЕРТ» соответствие своей социальной ответственности требованиям стандарта IC CSR-08260008000, - укрепить доверие со стороны органов власти и партнеров по бизнесу, которые с готовностью строят деловые отношения с социально-ответственными партнерам на долговременной основе. Правила Системы «ИНТЕРСОЦСЕРТ» предусматривают возможность сертификации или декларирования не только на соответствие требованиям всех модулей стандарта IC CSR-08260008000, но также по одному или нескольким из них, о чем соответственно указывается в сертификате. Если сертификация или декларирование будут успешно проведены и по модулям «А» и «И», то организация, кроме сертификата соответствия стандарту IC CSR-08260008000, получит сертификат соответствия стандарту SA 8000, так эти модули гармонизированы с положениями этого стандарта. |
|
|
|
ГЛАВНАЯ | УСПЕШНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ | КОНКУРС | КОНТАКТЫ |